"Теплые кредиты": итоги и перспективы

  1. Модернизация: роль государственной поддержки
  2. Результаты и проблемные места
  3. Мониторинг и верификация результатов
  4. Что дальше

Наш общий бизнес-фронт BIKINIKA.com.ua

В 2017 году Украина "сожжет" около 50 млрд грн на субсидиях за жилищно-коммунальные услуги и твердое топливо.

Зато на государственную поддержку энергоэффективности запланировано выделить лишь 0800000000 грн.

При этом термическая модернизация жилищного фонда Украины стоит 55 млрд евро в течение 15 лет. Поэтому как решается проблема с утеплением?

Уже третий год для Украинской действует программа по повышению энергоэффективности помещений, которую окрестили "Теплые кредиты". Ее реализует Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины - Госэнергоэффективности.

Принцип программы - государство компенсирует часть затрат на покупку энергоэффективного оборудования и материалов при получении кредита в госбанка.

По 2015-2016 годы благодаря механизму предоставления целевых займов через три государственных банка выдано около 164 тыс кредитов на 2700000000 грн. Из них 1200000000 грн компенсировано из государственного бюджета, 60 млн грн - из местных бюджетов.

Модернизация: роль государственной поддержки

Для модернизации 80% жилого фонда Украины, на отопление которого расходуется вдвое больше энергии, чем в ЕС, нужно объединить усилия граждан и государства.

По оценкам, на финансирование термической модернизации жилищного фонда страны к среднему уровню энергопотребления по современным стандартам необходимо около 55 млрд евро в течение 15 лет.

За два года государство и семьи инвестировали в этот сегмент скромные 110 млн евро. Поэтому ключевая задача государственной поддержки - сделать проекты по термической модернизации финансово подъемными для владельцев квартир и домов.

Для государства такая поддержка тоже выгодна. Благодаря модернизации жители потребляют меньше энергии, сокращаются импорт энергоносителей и расходы на субсидии, а инвестированные в энергоэффективность средства идут в экономику.

Результаты и проблемные места

Программу "Теплые кредиты" ввели в конце 2014 года. Это был пилотный проект совместного с государством финансирования мероприятий по использованию альтернативных видов топлива. Тогда разрешалась только компенсация части стоимости замены газовых котлов на твердотопливные.

Программа быстро стала популярной, потому сферу государственной поддержки распространили на приобретение энергосберегающего оборудования для владельцев домов и ОСМД.

Спрос населения на "теплые кредиты" с середине 2015 года начал стремительно расти и оказался настолько большим, что средства для стимулирования энергоэффективности в государственном бюджете закончились уже в августе 2016 года.

Во второй половине 2016 пришлось несколько раз останавливать и изменять объем финансирования. Хотя Госэнергоэффективности перераспределило средства, которые оставались неиспользованными по направлению ОСМД, их хватило только на два месяца.

В результате банки-партнеры программы были вынуждены снова остановить выдачу кредитов из-за отсутствия денег для их компенсации.

Потребность по финансированию программы на 2017 чиновники оценили 1900000000 грн. Фактически из бюджета выделят только 400 млн грн, еще 32400000 грн направят из остаточных средств с 2016 года. По оценкам Госэнергоэффективности, нынешнем уровне финансирования хватит в лучшем случае на первую половину года.

Еще одной особенностью реализации программы стала популярность "теплых кредитов" среди населения, проживающего в частных домах. Только 80 млн грн или 3% из общих 2700000000 грн "теплых кредитов" было выдано жителям многоэтажных домов, являются совладельцами жилья в форме ОСМД.

Оставшуюся сумму освоили владельцы частных жилых домов. Более 24 тыс зарегистрированных в стране ОСМД до середины февраля 2017 года "теплые кредиты" взяли только 659 ОСМД. Этому явлению есть несколько объяснений.

Во-первых, причиной высокого спроса со стороны частного жилого сектора стала простая процедура получения компенсации от государства.

Во-вторых, в многоквартирном доме сложно уговорить большинство жителей взять кредит и согласиться с дополнительными ежемесячными расходами на выплату тела кредита и процентов. Так, в ходе опроса ОСМД, о котором пойдет речь, 80% опрошенных ОСМД выразили неготовность привлекать кредиты при любых условиях.

Кроме того, законодательная база по развитию ОСМД и регулирования рынка энергоэффективных услуг проходит период становления и имеет недостатки.

В-третьих, стоимость полной термической модернизации многоэтажки - дорогое удовольствие. Утепление типичного 9-этажного дома стоит 1-5 млн грн в зависимости от его состояния. Для этого нужны кредиты на пять-десять лет.

Это психологический барьер для жителей дома, поэтому усилия власти для удешевления таких проектов часто определяющие. Таким образом, сочетание финансовой поддержки из государственного бюджета и местных бюджетов является лучшим стимулом для владельцев жилья внедрять энергоэффективные мероприятия.

Таким образом, сочетание финансовой поддержки из государственного бюджета и местных бюджетов является лучшим стимулом для владельцев жилья внедрять энергоэффективные мероприятия

В 2016 году местные бюджеты предусмотрели на это более 71 млн грн, из которых 40 млн грн возмещено 35 тыс участников. К середине февраля 2017 агентство подписало 206 программ сотрудничества с местными властями, 57 из которых предусматривают выделение дополнительной компенсации заемщикам из местных бюджетов для возмещения процентов или основной суммы по "теплыми кредитам".

В результате население может получить большую компенсацию - дополнительно 15-20% по процентам или 10-55% суммы. Дополнительные вливания из местных бюджетов позволяют увеличить размер компенсации до 45% стоимости проекта и сократить срок окупаемости большинства энергоэффективных мероприятий до пяти лет.

Мониторинг и верификация результатов

Комплексный мониторинг проектов по энергосбережению, осуществленных с помощью "теплых кредитов", отсутствует, поскольку участники не обязаны отчитываться об уровне энергопотребления до и после внедрения энергосберегающих мероприятий.

Достигнутую экономию можно оценить только по результатам выборочного оценивания эффекта от "теплых кредитов", совершившему агентство в июле-октябре 2016 года в разрезе секторов домашних хозяйств и ОСМД при поддержке USAID и IFC.

Исследование показало, что 65-70% респондентов достигли экономии ресурсов, а 80% почувствовали повышение уровня комфорта своего жилища.

Самым популярным направлением инвестиций стала замена окон: 67% потраченных средств в частном секторе и 49% в ОСМД (замена окон в подъездах) пошли на финансирование именно этого направления. Это самый простой и наиболее понятный мероприятие, на котором можно относительно дешево "попробовать на вкус" государственную программу.

На утепление было потрачено лишь 17% средств в сегменте частных домов и 13% - в сегменте ОСМД. Результат - усредненная экономия затрат на газ достигла 29% для частных домов, а потери тепла в ОСМД снизились на 24%.

Средний процент возмещения со стороны государства (государственная и местные компенсации) составил 60% для ОСМД и 40% для частных домов. Причем ежемесячные платежи по кредитам для владельцев квартир в ОСМД составляли не более 30-130 грн в зависимости от срока займа и стоимости инвестиций.

Что дальше

От государства нет четких сигналов, является поддержка энергоэффективности приоритетом государственной политики. В 2017 году будет "сожжено" около 50 млрд грн на субсидиях за жилищно-коммунальные услуги и твердое топливо, тогда как на государственную поддержку энергоэффективности запланировано выделить лишь 0800000000 грн.

Правительство должно определиться, какие объемы финансовой поддержки из госбюджета будут выделяться на стимулирование инвестиций в жилой сектор, и каких целей власть хочет достичь с точки зрения энергоэффективных мероприятий и достигнутой экономии энергии.

В Украине могут и должны существовать несколько программ поддержки населения: и от государства (проект Фонда энергоэффективности), и от других игроков рынка (например, программа IQ Energy от ЕБРР). Государство же должно определиться, сколько средств и в какие программы она будет вкладывать в долгосрочной перспективе.

Программа же "теплых кредитов" следует модифицировать для лучшего масштабирования и верификации полученных результатов. Первые шаги были сделаны в феврале.

Да, банков-партнеров агентства присоединился Приватбанк, в программу были внесены изменения, которые будут требовать от частных заемщиков предоставления документов об осуществлении энергоэффективных мероприятий, а от ОСМД - наличия счетчиков тепла.

Далее необходимо создать полноценный мониторинг достигнутой экономии со стороны заемщиков и систему сбора информации об уровне потребления энергии до начала и после завершения реализации энергоэффективных мероприятий.

Колонка является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Точка зрения редакции «Экономической правды» и «Украинской правды» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Поэтому как решается проблема с утеплением?
BIKINIKA.com.ua
Наш общий бизнес-фронт BIKINIKA.com.ua. Казино "Buddy.Bet" обещает вам море азарта и незабываемых моментов. Поднимите ставки и начните выигрывать прямо сейчас.

We have 4 guests online