Наш общий бизнес-фронт BIKINIKA.com.ua
На многочисленные обращения субъектов хозяйствования ДРС сообщает о том, что именно было отменено Правительством в рамках «дерегуляционные дня», который состоялся 10 марта 2017.
Кабмин принял постановление «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» и два распоряжения об отмене некоторых приказов министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства Украины или потеряли свою актуальность.
Отменено более 120 нормативно-правовых актов в различных сферах хозяйственной деятельности, которые не соответствовали требованиям Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», но оставались действующими и действовали на всей территории Украины и устанавливали дополнительные регуляторные барьеры .
Следует отметить, что Государственная регуляторная служба Украины, с целью обеспечения надлежащей координации, письменно проинформировала центральные органы исполнительной власти о необходимости предоставления информации о обременительные регулирования и выявления неактуальных нормативно-правовых актов, но так ее и не получила. Поэтому перечень нормативно-правовых актов, которые были отменены, формировался на основании обращений и предложений бизнес-ассоциаций и объединений предпринимателей.
Подробнее с перечнем отмененных нормативно-правовых актов можно ознакомиться ниже, он приведен в проектах постановления и распоряжений КМУ.
Напомним, решение Правительства вступает в силу через два месяца и министерства и ведомства будет время для урегулирования юридических коллизий, если такие будут возникать из-за отмены некоторых приказов. ДРС призывает представителей бизнес-ассоциаций и объединений предпринимателей активно отслеживать изменения в законодательном поле, чтобы на этой почве не возникло новых лишних или обременительных регулировок.
Что конкретно отменено
Порядка осуществления государственного контроля устанавливали права и функции контролирующих органов, в большинстве случаев не соответствовали требованиям Закона о контроле, и безосновательно расширяли полномочия контролирующих органов.
Так, например постановлением Кабинета Министров Украины от 14.12.2001 № 1294 утвержден Порядок осуществления государственного геологического контроля, предусматривающий: право должностных лиц органа контроля останавливать деятельность предприятий, хотя закон о контроле говорит, что остановка производства может исключительно по решению суда; срок проведения плановой проверки до 15 рабочих дней, хотя законом установлено максимум 10 рабочих дней одним из оснований проведения внеплановой проверки является обращение юридических лиц, хотя законом такого основания не предусмотрено.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 15.02.1999 № 189 утвержден Порядок осуществления государственного надзора в электроэнергетике, которым предусмотрено: осуществление государственного контроля за объектами в электроэнергетике. Такая норма противоречит Закону о контроле и устанавливает, что за счет проверки отдельных объектов электроэнергетики один и тот же субъект хозяйствования может проверяться десятки раз в год, что, в свою очередь, увеличивает административное давление на субъектов хозяйствования; право контролирующего органа беспрепятственно в любое время посещать объекты электроэнергетики для проверки, хотя закон о контроле позволяет проводить плановые и внеплановые проверки в рабочее время.
По отмененного приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 19.02.2002 № 37, которым утверждены Правила приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины, а также Инструкция об установлении и взыскании платы за сброс промышленных и других сточных вод в системы канализации населенных пунктов.
Правила приемки и Инструкция были утверждены в соответствии с положениями действующего на тот момент законодательства, которым было предусмотрено, что за загрязнение окружающей природной среды на основе фактических объемов выбросов, лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов устанавливается соответствующий сбор.
В связи с принятием Налогового кодекса Украины, требования взыскания этого сбора, а также соответствующие полномочия органов местного самоуправления потеряли свою правовую обоснованность, однако на практике, положения Приказа и в дальнейшем продолжали использоваться как инструмент административного давления на бизнес и основание для наложения незаконных санкций.
Учитывая указанное, еще в начале 2013 года Госкомпредпринимательства Украины было принято решение о необходимости устранения Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины нарушений принципов государственной регуляторной политики.
Необходимо отметить, что во исполнение этого решения, Минрегионом Украины был подан на согласование соответствующий проект приказа, которым предусматривалось признать утратившим силу Приказ № 37, однако в адрес ДРС продолжали поступать обращения от субъектов хозяйствования относительно негативных последствий продолжения практики применения незаконных норм.
В то же время, сегодня сложилась ситуация, когда формально соглашаясь с изложенными в Решении аргументами, данный вопрос так и не был урегулирован регулятором.
При этом, ДРС неоднократно обращалась о необходимости отмены указанного Приказа в рамках собственной регуляторной деятельности Минрегиона, но уже в течение четырех лет под различными предлогами регулятор продолжал игнорировать этот вопрос.
Кроме того, необходимо также обратить внимание на то, что предусмотренные в Приказе согласования, подпадают под определение документов разрешительного характера, поскольку любое разрешение, вывод, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности и / или без наличия которого субъект хозяйствования не может продолжать определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности подпадает под правовое регулир ния, установленное Законом Украины от «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», согласно которому, порядок выдачи документов разрешительного характера или отказа в их выдаче и т.д. устанавливается Кабинетом Министров Украины исключительно в случаях, если необходимость получения этих документов прямо предусмотрена законами Украины. Во всех других случаях, такие согласования и согласования противоречат требованиям статей 4 - 41 настоящего Закона, а также Закона Украины «Об административных услугах», согласно которому исключительно законами устанавливается наименование государственной услуги и основания для ее получения.
По этим же причинам отменены приказы МВД Украины от 11.09.2014 № 934 «О Порядке утверждения программ обучения должностных лиц по вопросам пожарной безопасности, организации и контроля их выполнения» и № 935 «О Порядке организации и проведения специальных объектовых учений и тренировок с вопросам гражданской защиты », а также приказ Минприроды Украины от 24.12.2001 № 485.
Правительством также отменен ряд нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, которые сегодня потеряли актуальность и не соответствуют требованиям действующего законодательства, однако их реализация требовала значительных затрат со стороны хозяйствующих субъектов, в свою очередь, создавало почву для коррупционных злоупотреблений в вопросах взаимоотношений между бизнесом и административными органами. В частности, указано касается приказов Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 18.06.2007 № 132 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (НПАОП 0.00-1.01-07) и от 31.12.2008 № 308 « об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков "(НПАОП 0.00-1.22-08), а также приказа Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 08.12.2013 № 232« об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников »(НПАОП 0.00-1 -36-03), необходимость отмены я которых обоснована тем, что в связи с внесением Законом Украины от 09.04.2014 № 1193 изменений в Закон Украины «Об охране труда», получение разрешений не требуется в случае эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, которое принято в эксплуатацию с выдачей соответствующего сертификата или в отношении которого зарегистрировано декларацию о готовности к эксплуатации, а также в случае регистрации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда », что о предопределяет беспочвенность имеющихся в этих актах требований, связанных с необходимостью получать законодательно не предусмотрены документы разрешительного характера.
Отдельно хотим обратить внимание на вопросы проведенной дерегуляции в сфере пожарной и техногенной безопасности. Так, необходимость отмены приказа Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 21.10.2004 № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора мер» вызвана потерей силу Закона Украины «О пожарной безопасность », и отсутствием у должностных лиц ДСНС Украины правовых оснований реализации полномочий, которые не предусмотрены Кодексом защиты.
В частности, Кодексом гражданской защиты Украины установлено, что только судом применяются санкции за нарушение требований законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности. При этом, все необходимые процедурные вопросы урегулированы Кодексом административного судопроизводства Украины и Законом Украины «Об исполнительном производстве». В то же время, сегодня, ДСНС при обращении в суд используют указанную Инструкцию как основание возложения на них полномочий по исполнению судебных решений, что в конечном итоге часто приводит к полной остановке работы не только ответчика, а и деятельности других субъектов хозяйствования , поскольку в этом случае должным образом не учитываются правовые вопросы отношений собственности, в частности, объектов недвижимости, находящихся в аренде.
Примером этого служит решение Окружного административного суда по делам: № 826/23535/15, № 826/25277/15, № 826/12584/16, № 826/10467/16 в которых именно требованиями Инструкции, суды возлагают обязанность обеспечения исполнения судебных решений на органы ДСНС.
Обоснование необходимости отмены других актов в сфере пожарной и техногенной безопасности
№
Название
Дата принятия и регистрации в Министерстве юстиции Украины
Закон, на основании которого принято НПА и который утратил силу
обоснование
1.
Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Правил по огнезащите»
от 02.07.2007 № 460, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 24 июля 2007 под № 849/14116
Потеря силу Закона Украины "О пожарной безопасности" и Положения о Государственной пожарной охране, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1994 года N 508
Все вопросы проведения регламентных работ по обработкой материалами (веществами) для защиты урегулирован Законом Украины «О технических регламентах и оценку соответствия».
На сегодня существуют ДСТУ и ТУ производителей, которые определяют порядок проведения работ по огнезащите. Таким образом, на сегодня не существует потребности в таком нормативно-правовом акте.
2.
Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Правил эксплуатации огнетушителей»
от 02.04.2004 № 152, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 29 апреля 2004 за № 555/9154
Постановление Кабинета Министров Украины от 1 июля 2002 N 870 утратившим силу на основании Постановления КМ № 1171
Все вопросы проведения регламентных работ по обработкой материалами (веществами) для защиты урегулирован Законом Украины «О технических регламентах и оценку соответствия». На сегодня есть ГОСТ и ТУ производителей, которые определяют порядок проведения работ по огнезащите. Таким образом, на сегодня не существует потребности в таком нормативно-правовом акте
3.
Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Инструкции о порядке проведения приемо-сдаточных и периодических испытаний систем принудительного дымоудаления и подпора воздуха зданий и сооружений»
от 27.12.2006 № 841, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 20 марта 2007 за № 239/13506
Потеря силу Закона Украины "О пожарной безопасности"
Принятие Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» урегулировало эти вопросы.
Также, сегодня, эти вопросы урегулированы требованиями ДБН В.2.5-56-2014 «Системы противопожарной защиты».
Кодекс гражданской защиты Украины не определяет полномочия ДСНС Украины.
4.
Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Правил устройства и эксплуатации систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях»
от 18.05.2009 № 338, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 11 июня 2009 под № 505/16521
Потеря силу Закона Украины "О пожарной безопасности" и Государственной целевой программы обеспечения пожарной безопасности на период до 2010 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июля 2002 года N 870
Принятие Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» урегулировало эти вопросы.
Также, сегодня, эти вопросы урегулированы требованиями ДБН В.2.5-56-2014 «Системы противопожарной защиты».
Кодексом гражданской защиты Украины не определены соответствующие полномочия ДСНС Украины.
5.
Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Правил пожарной безопасности для спортивных зданий и сооружений»
08.10.2012 № 1243, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
26 октября 2012 под № 1803/22115
Потеря силу Закона Украины «О пожарной безопасности»
Урегулирован общими требованиями Правил пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД Украины от 30.12.2014 № 1417,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 марта 2015 под № 252/26697.
Кроме того, приказ был принят во время проведения в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012»
6.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении порядков образования подразделений для организации и осуществления охраны от пожаров или пожарно-технического обслуживания предприятий, учреждений, организаций и других объектов на основании договоров
21.03.2012 № 621, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 10 апреля 2012 за № 519/20832
Потеря силу Закона Украины «О пожарной безопасности» и Положения о Государственной пожарной охране, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1994 года № 508
Ст. 17 Кодекса гражданской защиты Украины Украины не определяет полномочия ДСНС Украины.
Не требует урегулирования на уровне приказов
7.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении Инструкции по разработке плана ликвидации аварий на объектах метрополитена»
11.10.2010 N 888, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины10 января 2011 за N 15/18753
Потеря силу Закона Украины "Об аварийно-спасательных службах"
Это относится к компетенции Мининфтрастурктуры Украины, как ЦОИВ, который формирует и определяет политику в этой сфере, что согласуется ст. 18 КЦЗ Украины.
8.
Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Типового положения о пожарно-технической комиссии»
20.05.2009 N 347 зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины20 июля 2009 N 658/16674
Потеря силу Закона Украины "О пожарной безопасности"
Урегулирован общими требованиями Правил пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД Украины от 30.12.2014 № 1417, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 марта 2015 под № 252/26697
9.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении Правил устройства, эксплуатации и технического обслуживания систем раннего выявления чрезвычайных ситуаций и оповещения людей в случае их возникновения»
От 15.05.2006 N 288 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 5 июля 2006 под № 785/12659
Потеря в силу Законов Украины «О правовых основах гражданской защиты»;
Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»;
Закон Украины «О Гражданской обороне Украины».
Вопрос урегулирован в полном объеме Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и ДБН В.2.5-76: 2014 «Автоматизированные системы раннего выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения населения» и ДБН B.1.2-3: 2014 «Автоматизированные системы раннего обнаружения» устанавливают требования к проектированию, монтажу,
принятия в эксплуатацию и технического обслуживания автоматизированных систем раннего выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения населения.
10.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении Правил пожарной безопасности на рынках Украины»
От 17.01.2005 N 30 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 8 января 2005 за N 111/10391
Потеря силу Закона Украины "О пожарной безопасности"
Правила пожарной безопасности на рынках Украины устанавливают требования пожарной безопасности при строительстве (устройство) новых рынков, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, расширения и эксплуатации рынков. Такие требования в соответствии с Законом Украины «О строительных нормах» должны устанавливаться утвержденным субъектом нормирования подзаконным нормативным актом технического характера, содержащий обязательные требования в сфере строительства, градостроительства и архитектуры. Полностью урегулирован требованиями Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».
11.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении Правил пожарной безопасности для судов, используемых в сфере досуга, отдыха и развлечений»
29.03.2007 N 191 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 16 апреля 2007 за N 373/13640
Потеря силу Закон Украины "О пожарной безопасности"
Требования к конструкции, оборудование и снабжение судов, для обеспечения пожарной безопасности установлены главой II-2 СОЛАС-74, Международным кодексом по системам противопожарной безопасности (резолюция MSC.98 (73)
На сегодня урегулирован другими актами.
12.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения, пересмотра, отмены и регистрации нормативно-правовых актов по вопросам пожарной безопасности»
От 23.09.2003 N 355 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 30 сентября 2003 за N 874/8195
Потеря силу Закон Украины "О пожарной безопасности"
Регистрация НАПБ путем внесения их в государственный реестр не предусмотрено Кодексом гражданской защиты Украины.
Основанием для принятия приказа стал Указ Президента Украины от 27 января 2003 года N 47 "О мерах по совершенствованию государственного управления в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций".
На сегодня все вопросы разработки и регистрации НПА ЦОИВ полностью урегулирован Постановлением Кабинета Министров Украины №731 от 28.12.1992 года "Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" и Порядком представления нормативно-правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины и проведения их государственной регистрации, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 12 апреля 2005 года № 34/5, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 12 апреля 2005 года № 381/10661 .
13.
Приказ МЧС Украины «Об утверждении Инструкции о требованиях пожарной безопасности при проектировании автозаправочных станций»
От 06.12.2005 N 376 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины20 марта 2006 за N 291/12165
Потеря силу Закона Украины "О пожарной безопасности"
Инструкция определяет требования пожарной безопасности к объемно-планировочных, конструктивных решений автозаправочных станций. Такие требования в соответствии с Законом Украины «О строительных нормах» должны устанавливаться утвержденным субъектом нормирования в строительстве, подзаконным нормативным актом технического характера, содержащий обязательные требования в сфере строительства, градостроительства и архитектуры. Вопрос урегулирован требованиями другого законодательства.
Скачать (PDF, 137KB)
Скачать (PDF, 153KB)
Скачать (PDF, 612KB)
Скачать (PDF, 389KB)
Скачать (PDF, 62KB)
Скачать (PDF, 131KB)
Скачать (PDF, 271KB)
Скачать (PDF, 107KB)
Скачать (PDF, 156KB)
Скачать (PDF, 99KB)